В Москве в субботу открылся "Гоголь-центр" — амбициозный проект Кирилла Серебренникова по переформатированию бывшего театра Гоголя стартовал спектаклем под символическим названием "00:00". Спектакль, который готовили специально к этому дню, чтобы показать всего два раза, стал своеобразной декларацией о намерениях.
Как Театр имени Гоголя превратился в "Гоголь-центр"
Открытие Гоголь-центра интересно не только с сугубо театральной точки зрения. Его открытия ждали, чтобы понять, стоит ли этот громкий проект той резкой ломки, которой подвергли один из очевидно зачахнувших театров Москвы – Театр имени Н.В. Гоголя. Августовское решение Департамента культуры о решительной смене художественного руководства и дирекции театра вызвало волнение в профессиональной среде: даже те, кто признавали необходимость перемен, сомневались в этичности того, как это было сделано.
Бывший худрук театра Сергей Яшин был отправлен в отставку, когда сезон только начался, репертуарные планы были сверстаны, а в театре шли репетиции новых спектаклей. Новый худрук Кирилл Серебренников в своих выступлениях в СМИ заявил о том, что театр ждут радикальные перемены, — как художественные, так и кадровые.
Серебренников полностью отказался от старого репертуара и создал в "Гоголь-центре" так называемые резиденции. Это система, при которой в театре на долгосрочной основе работают творческие группы "со стороны" — так в бывшем театре Гоголя появилась ранее "бездомная" Soundrama Владимира Панкова, "Седьмая студия" — ученики Серебренникова по Школе-студии МХАТ, базировавшиеся на "Платформе", — и компания современного танца "Диалог данс" из Костромы.
Актеры театра Гоголя почувствовали себя ненужными – начались письма во всевозможные властные инстанции и митинги, против нового руководства театра, против столичного Департамента культуры, принявшего это волевое решение. Впрочем, судя по последнему, январскому, митингу, протестующих актеров осталось мало: многие из тех, кто на первых порах возглавил протестное движение, теперь работают с Кириллом Серебренниковым и вышли на сцену в одном из отрывков спектакля "00:00". Причем это ведущие артисты бывшего театра Гоголя – Светлана Брагарник, Александр Мезенцев, Ольга Науменко, Олег Гущин и т.д.
Почему важна ситуация с "Гоголь-центром"
Спорная ситуация в театре Гоголя обострила многолетние дискуссии вокруг репертуарного театра. Все признают эту систему одним из достижений российской культуры, но большинство практиков и теоретиков понимают косность и архаичность сферы, в которой с советских времен не было серьезных реформ.
Скандал с театром Гоголя наглядно продемонстрировал, что от слов пора переходить к делу: возможно, он ускорит принятие готовящегося решения по введению контрактной системы в театрах, когда художественный руководитель, наконец, получит возможность полноценно выполнять одну из основных своих обязанностей – формировать труппу.
Правда, агрессивное сопротивление многих сотрудников театра говорит о том, что введение контрактной системы должно предусматривать какие-то социальные гарантии тем людям, кто, так или иначе, окажется не у дел.
Также история с театром Гоголя выявила необходимость введения конкурсной системы для худруков и директоров театров. Единоличное решение Департамента о назначении Серебренникова худруком дало вышедшим на митинги актерам возможность обвинить главу Департамента Сергея Капкова в волюнтаризме.
Но одновременно даже тем, кто не хочет никаких перемен, а хочет стабильной зарплаты и пожизненного договора, вне зависимости от собственной востребованности и общего состояния театра – даже им пришлось, требуя отставки Серебренникова, требовать и открытого конкурса.
Таким образом, болезненная история с театром Гоголя, сделавшая главу Департамента культуры одной из самых противоречивых фигур, может стать аргументом в пользу реформы. По крайней мере, уже очевидно, что в области кадровых решений в театре необходима какая-то единая прозрачная система, предусматривающая конкурс творческих и экономических программ.
При этом, в принципе, ожидаемое, но оказавшееся слишком категоричным и остервенелым сопротивление части коллектива театра, возможно, спасло от решительных перемен другие, неблагополучные и в творческом, и в организационном плане, театры Москвы.
Что будет после открытия
Первые шаги "Гоголь-центра" важны для всех – и для тех, кто видит в судьбе театра угрозу устоявшейся системе, и для тех, кто надеется на реформу, и, в первую очередь, для Департамента культуры, для которого "Гоголь-центр" — концептуальный проект, выражающий направление новой политики. Провал или успех "Гоголь-центра" может стать неопровержимым аргументом в общественной дискуссии и повлиять тем или иным образом на развитие всей, по крайней мере, московской театральной системы.
В этом смысле, открытие театра, произошедшее в обещанный срок, радикальное преображение внутреннего пространства и сам спектакль "00:00" как минимум опровергло опасения консерваторов, увидевших в резкой смене руководства едва ли не попытку "рейдерского захвата" и намерение превратить театр в развлекательный центр.
Стильное фойе, огромные пространства, ранее не доступные зрителям, а теперь ставшие территорией творчества. Стажеры Кирилла Серебренникова при Школе-студии устраивали перформансы в самых неожиданных местах, вроде трюма под сценой. Сложное действо на сцене и планируемый репертуар обещает этим стенам новую, насыщенную творческую жизнь, связанную, во многом, с новой драматургией, с молодыми режиссерами, с европейскими именами, и с синтезом искусств.
В финале спектакля об открытии "Гоголь-центра" объявила старейшая актриса театра Майя Ивашкевич – сложившееся сотрудничество старых мастеров и "модного" режиссера Серебренникова стало его главной победой и убедительным аргументом в споре с его противниками.
Посмотрите фотоленту "Гоголь-центр" в Москве: жизнь с нуля >>
Но, тем не менее, как минимум, весь первый сезон новой команде придется доказывать оправданность своего радикализма. "Гоголь-центр", отказавшись от старого репертуара, расставшийся со многими актерами, отказался и от той, пусть и немногочисленной, публики, которая ходила сюда многие годы. Таким образом, пока новая публика не выучит ранее неизвестный ей адрес на улице Казакова, театр рискует столкнуться с такой проблемой, как неполные залы.
"00:00", предъявивший те силы, которыми располагает сегодня театр, — специальное представление для открытия. Важнее, какими будут и как будут оценены театралами, критиками, публикой первые премьеры "Гоголь-центра", ближайшая из которых – работа молодого рижского режиссера Владислава Наставшева по повести Бунина "Митина любовь".